История
Основание
Группа «Наутилус Помпилиус» была образована в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким
— студентами Свердловского архитектурного института (САИ). В первый
период своего существования группа выступала на танцах, исполняя
преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на плeнку
собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано
несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом «Наутилуса» Переезд(1983 год), созданный под заметным влиянием творчества "Led Zeppelin"
Первоначальный вариант названия группы — «Али-Баба и сорок
разбойников», вариант «Наутилус» был предложен в 1983 году
звукорежиссером группы Андреем Макаровым, а в 1985 по инициативе Ильи Кормильцева,
с которым группа тогда уже начала сотрудничество, название было
расширено до «Наутилус Помпилиус», чтобы избежать путаницы, поскольку в
то время по стране насчитывалось несколько десятков групп с аналогичным
названием, в том числе и московский «Наутилус» Е.Маргулиса, незадолго
до этого покинувшего Машину времени. В сопроводительной записке ко второму альбому группы "Невидимка",
выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного
названия был зафиксирован следующим образом: «Группа названа в честь
голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен». Альбом
«Невидимка» обозначил заметное изменение стиля «Наутилуса», его
переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских
рок-групп.
Начало популярности
Всесоюзную известность «Наутилус» получил после выхода альбома Разлукав 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства
ассоциируется «Нау» 80-х — псевдовоенная форма, грим и скупая, но
выразительная пластика. Выступлениями на Пленуме Союза Композиторов
РСФСР в Ленинграде и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года
«Наутилус» громко заявил о себе и свердловской рок-сцене, начав
конкурировать в популярности с ленинградскими командами Аквариум, Алиса, Кино и др.
Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях «Литуаника»
в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на
декабрьской «Рок-Панораме» в Москве, после чего в стране началась
«наутилусомания». Своей популярностью группа была обязана прежде всего
музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда,
граничащему со шлягерностью,
профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно
злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее
востребованной публикой) и харизматической фигуре лидера группы
Вячеслава Бутусова.
Пик популярности «Наутилуса» пришёлся на 1988 год. В этот период
группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу (в Финляндию
в конце года) после участия в съемках финского фильма о советском роке
«Серп и гитара», выпустила на «Мелодии» свою первую пластинку "Князь Тишины",
в которую вошли переигранные хиты «Наутилуса» с двух предыдущих
альбомов («Последнее письмо», «Взгляд с экрана», «Скованные одной
цепью», «Шар цвета хаки», «Казанова»), плюс несколько новых песен,
которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не
были, в том числе «Я хочу быть с тобой».
Уход Умецкого
Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с
зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на
обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям,
ссорам и лихорадочной смене состава. Пиком кризиса стал уход из
«Наутилуса» одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало
абсолютно очевидно, что «Наутилус» и шоу-бизнес несовместимы в
принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц,
принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом "Человек без имени", где также отметились Александр Беляев из Телевизора (гитара) и Игорь Доценко из ДДТ(барабаны). Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого
альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву
между Бутусовым и Умецким. Альбом был выпущен только спустя шесть лет
компанией «Апекс Рекордз».
В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия
Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее
отказался — из идейных соображений, поскольку считал недопустимым
получение премии от организации, которая в свое время доставляла
рок-музыкантам очень много неприятностей. Бутусов на вручение не
пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских
детских домов, Умецкий явился на вручение и премию получил.
1990-е
В конце 1989 года Бутусов окончательно перебирается в Ленинград и
набирает новый состав группы, в противовес клавишно-саксофонному
звучанию прошлых лет сделав упор на жесткий гитарный звук. Публика,
привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась
скептически, первые концерты группы в новом составе оказались
провальными, но выпустив альбомы "Наугад"(1990 год) и "Чужая Земля"(1992 год), Бутусов доказал творческую состоятельность нового
«Наутилуса», а песни «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки»
смогли стать хитами уровня «Я хочу быть с тобой» и «Скованных». Вместе
со стилем группы изменилась и тематика песен — социальность ушла в
прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять
философским, эзотерическим, религиозным вопросам.
1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома "1983-1993 - Отчет",
ставшим первым отечественным трибьютом, на котором песни Наутилуса были
перепеты его свердловскими и питерскими коллегами по сцене, а также
музыкантами самого «Нау».
В том же году внутри группы опять начались разногласия, и в
результате «Наутилус» покинули гитаристы Егор Белкин и Александр
Беляев, поэтому к записи следующего альбома Титаник (1994 год), демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов «Аквариума» и получила название Титаник на Фонтанке, был в качестве гитариста привлечен Вадим Самойлов из Агаты Кристи,
который в 1994 году принимал участие и в концертных выступлениях
«Наутилуса», совмещая работу в двух группах. «Титаник» считается самым
коммерчески успешным альбомом нового «Наутилуса», чему во многом
способствовала его массовая раскрутка на радио и помпезная презентация
в ГКЦЗ "Россия" в июне 1994 года. Тогда же в творчестве «Наутилуса» наметился спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме Крылья (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и
вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и
колкости в адрес Бутусова.
В 1996 году музыканты «Наутилуса» решили поэкспериментировать с
акустикой, результатом чего стало несколько концертов, с необычайным
подъемом отыгранных группой в ДК Горбунова в начале марта, прежде всего
интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить
многие старые песни группы и дала им новую жизнь.
Распад группы
Последними альбомами группы стали Яблокитай, записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, который стал его продюсером, и Атлантида— сборник ранее записанных песен «Наутилуса», по тем или иным причинам
не вошедших в другие альбомы. Тогда же Бутусов пришел к выводу, что
«Наутилус» себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет
создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу
окончательно. После концерта в ГКЦЗ «Россия» 5 июня 1997 года,
получившего название «Последнее плавание», и прощального гастрольного
тура по стране группа прекратила своe существование. Разовые
воссоединения «Наутилуса» происходили в 2003 году на фестивале «Старый
Новый Рок» в Екатеринбурге и на «Нашествии-2004».